Оставаясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, пожалуйста покиньте сайт.
На днях возникла рабочая ситуация: заказчик просит меня удалить карточку его компании в 2ГИС и создать новую. Причина: низкий рейтинг. Аргумент: сменился собственник (заказчик только что приобрёл этот бизнес).
Насколько я знаю, 2ГИС так делать не позволяет, но суть не в этом. Я в целом задумался: должны ли маркетинг и реклама быть честными?
ФАС считает однозначно) И я тоже думаю: "да". Клиент имеет полное право знать честные цифры, видеть справедливые отзывы и т. д. и т. п. Но не стрельнем ли мы себе в ногу таким отношением, если будем всегда честными и не будем ничего приукрашивать? Ведь конкуренты могут поступиться честностью ради цифр на счёте. Чё делать-то?
Для себя я определил один фильтр, которым постоянно пользуюсь при принятии решений. Один простой вопрос: "Могут ли мои действия навредить кому-то?"
Например: у нас есть сайт салона красоты. Мы решили развивать SEO, пишем хорошие, полезные статьи. Но не идёт. Сайт не продвигается. Что нам может помочь? Боты, поведенка, размещение ссылок. Это честно? Не совсем. Но делаем ли мы кому-то хуже? Нет. При условии, что мы действительно продаём хороший продукт/услугу на этом сайте, я даю себе моральное право использовать инструменты, которые помогут поднять сайт и показать нас потенциальным клиентам.
Другой пример - автосервис. У него есть карточка в 2ГИС. Рейтинг 2,3, отзывы плохие, услуги оказываются некачественно. Нас просят накрутить отзывы, чтобы исправить рейтинг. Честно? Нет. Можем ли навредить кому-то? Определённо. Представьте, вы только купили автомобиль, знаете о проблеме с подвеской. Ищете сервис в 2ГИС, видите хороший рейтинг, едете. А сервис - плохой. Услугу вам оказывают некачественно, дерут деньги, вы недовольны. Ужас? Конечно. Потрачены и деньги, и время. Ещё и нервы могут быть в придачу. А всё потому, что вы поверили отзывам.
Сам сервис от такой накрутки тоже особо не выигрывает. Автосервисы должны зарабатывать на постоянных клиентах, а не на разовых.
Единственный способ - брать и исправлять качество услуг. Уверены в качестве? Попросите ваших же клиентов за небольшую скидку/бонус/подарок написать хороший отзыв, без накруток. Работает замечательно, проверено на практике. И честно, и приятно.
Искренне считаю, что только честный бизнес, честный маркетинг может сделать компанию успешной. Всё остальное может помочь продержаться на плаву. Не более.
24.09.2025